Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Боханская средняя общеобразовательная школа №1"
Сокращённое наименование образовательной организации: МБОУ "Боханская СОШ №1"
О школе
Основные цели деятельности общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
МБОУ «Боханская СОШ №1» (далее – Школа) осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья детей и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, раскрытия ее способностей и интересов, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. В своей деятельности Школа руководствуется Законом “Об образовании в РФ”, законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов управления образования, Уставом школы.
История школы
В первой четверти XIX века на территории Усть-Ордынского бурятского округа существовало лишь одно учебное заведение - Идинское инородческое училище, которое было открыто в пределах Идинской степной думы в 1816 году.
Первым учителем был Иван Иннокентьевич Пирожков - житель улуса Бохан, выходец из богатой семьи. В школу пришли 18 детей из улусов Бохан, Шунта, Укыр, Каха, Янгуты, Бильчир, в основном дети зажиточных слоев населения. После смерти Ивана Иннокентьевича его деятельность продолжил Инкижинов И.И.
Одним из первых учеников училища был Петр Никифорович Дамбинов (Солбонэ Туя), бурятский советский писатель и деятель культуры 20-30-х годов.
В 1898 году Идинское училище было преобразовано в двухклассное училище с женским отделением с шестигодичным обучением.
В 1921 году училище было реорганизовано в Школу второй ступени с педагогическим уклоном, директором которой стал Н.А.Петропавловский. В конце 20-х и начале 30-х годов XX века по направлению Министерства просвещения РСФСР в школе работали выпускники педагогических вузов Москвы, Ленинграда, Томска и других. Эта школа просуществовала до 1932 года и подготовила более 100 учителей, многие из которых впоследствии стали видными работниками, учеными, заслуженными деятелями искусств и культуры.
В 1932 году школа структурируется на семилетнюю школу и Боханский педагогический техникум им. Доржи Банзарова, организованный на базе старших классов. Эти два учреждения находились в одном здании и продолжал ими руководить Н.А.Петропавловский.
Здание школы до 1974 года |
Великая Отечественная война явилась для учителей и учащихся школы серьезным испытанием. Учителя и учащиеся школы храбро сражались на фронтах, проявляли смелость и героизм. Многие из них пали смертью храбрых на поле боя, среди которых М.М.Хамаганов, директор школы, Г.Г.Халмашкеев, педагог, Дмитрий Агнаев, Николай Васильев, Октябрь Занданов, Трофим Хакшинов, Арсений Асалханов, Петр Тунхенеев, Герасим Мухаев, Борис Александров, Сергей Шигоров, Василий Трубачев, Федор Утуханов, Николай Хомонов, Николай Епханов, Николай Баторов и многие другие.
В послевоенные годы (директор М.В.Фёдорова) школа осуществляла задачи общего обязательного обучения детей младшего школьного возраста. В послевоенные годы произошел значительный рост общего контингента учащихся. Если в 1945 -1946 году в школу посещало не более 400 учащихся, то в 1948-1949 учебном году - обучалось 819 человек.
В 1958-1959 учебном году по стране было введено всеобщее семилетнее образование. Под руководством М.Л.Дамешека (директор школы в 1950-1966гг) мастерская школы была оборудована 15 фабричными верстаками, металлорежущими станками, слесарными инструментами.
М.Л.Дамешек, мудрый, интеллигентный, профессионал своего дела, пользовался заслуженным уважением не только среди коллег и учеников, но и жителей всего Боханского района. Одной из важных его заслуг было планирование строительства нового здания школы (ныне действующего).
Вместе с Дамешеком М.Л. трудились учителя Е.М.Басина, Н.Л.Ширимов, Р.В.Попова, Л.И.Пашкова, Т.В.Снегирь, А.К.Волкова, Т.О.Айзельт, Г.П.Шустак, П.П.Прокопьев, А.П.Приходченко, Е.Х.Хомонова, Т.П.Азаргинов, О.Н.Болотова, Р.Н.Убугунов, Т.Б.Имекова, М.Д.Шохонов, Р.П.Баглаев, Л.И.Никифоров, К.А.Сыренова и другие.
В 70-80-е годы коллектив Боханской средней школы №1 по- новому определил формы и методы научно-воспитательной работы, сосредоточив свое внимание на качестве обучения и воспитания, повышения профессионального уровня учителей, их педагогического мастерства, укрепление учебно-материальной базы и, прежде всего, техническом оснащении учебных кабинетов. Под руководством Михаила Дмитриевича Ильина (1972-1990 гг) педагогический коллектив школы апробировал новые формы и методы обучения, повышал свое педагогическое мастерство, боролся за улучшение качества знаний.
Вместе с М.Д.Ильиным трудились Л.И.Пашкова, Р.В. Попова, Р.М.Романов, Н.Г. Романова, Н.М. Романова, Е.П. Халтанова, А.М. Алганаева, З.А. Готолова, Г.С. Божкова, У.Я. Ильина, О.А. Тороева, К.В. Питонов, А.Н. Битаева, А.А. Бадашкеев, М.И. Лескинен, З.И. Иванова, Л.Б. Бодоева, А.А. Балдунникова, А.Н. Ушнаева, Р.П. Николаева, В.А. Карлов, Н.П. Халбаева, В.Б. Еремеев, Е.И. Дадуева, Л.Б. Мантракова, Н.В. Ивчик, Е.В. Вильченко, Т.А. Герасимова, Г.И. Беляевская, А.Н. Вахрамеева, Э.А. Протопопова, Л.Н. Башлеева, Л.В. Генералова, Н.К. Онгоева, Н.К. Батудаева и другие.
В 90-е годы ХХ века, как и ранее, Боханская средняя школа № 1 оставалась лидером внедрения новаций в образовании среди образовательных учреждений Боханского района, Усть-Ордынского Бурятского округа, Иркутской области.
Современное здание школы |
Администрация школы установила тесный контакт с лабораторией сельской школы Иркутского института повышения квалификации работников образования. Была разработана и внедрена программа «Город в подарок детям». Инициаторами ее стали преподаватели Иркутского ИПКРО Меньшиков Лев Петрович и Попов Александр Сергеевич.
В 1994 году (директор Убеева Вера Матвеевна) с Иркутским сельскохозяйственным институтом, Иркутским педагогическим институтом были заключены договоры о проведении совмещенных экзаменов: за курс среднего образования и одновременно вступительные экзамены в ВУЗы.
В 1993 году ученица 10 класса Батуева Анна получила приглашение на годичное обучение в Соединенных Штатах Америки.
В 1995 году Онгоева Надежда Кимовна, учитель математики, стала победителем международного конкурса в номинации «Школьный учитель», организованный фондом Сороса.
В 2002 году (директор Онгоева Надежда Кимовна) составлена «Программа работы с одаренными детьми», разработаны «Требования к учителям, работающим в лицейских классах с одаренными детьми», «Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания».
С 2002 года в школе совершенствуется система ученического самоуправления. Воспитательная работа с учащимися строится по системе Г.К.Селевко.
В 2006 году педагогический коллектив (директор Асташкинова Антонина Аполлоновна) включился в экспериментальную работу по теме «Организационно-педагогические условия профилизации учебно-воспитательного процесса», что потребовало включения в план обучения педагогов вопросов педагогического и психологического мониторинга, внедрения в практику работы учителей проектных методов.
Целенаправленная деятельность коллектива по организации профильного обучения принесла положительные результаты. Первый выпуск профильного класса в 2007 году - это 100% поступление учащихся в ВУЗы страны.
В 2007 году (директор Халтаев Михаил Александрович) МОУ «Боханская СОШ №1» становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные технологии и получает грант в размере 1 миллион рублей на оснащение материальной базы школы.
С 2007 года (директор Петрова Елена Петровна) педагогический коллектив школы работал по теме: «Внедрение технологий личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе». На базе школы проходили межрайонные и региональные научно-практические конференции и семинары.
В 2010 году (директор Онгоева Надежда Кимовна) распоряжением Министерства образования Иркутской области школе присвоен статус «Образовательное учреждение-лаборатория». В школе была создана проектная команда по реализации проекта «Создание творческой среды для выявления латентных талантов в школе», определены направления работы по реализации проекта. Лучшие результаты педагогической деятельности показывают педагоги-новаторы Матюнова Татьяна Петровна, Убеева Вера Матвеевна, Хунхенова Ольга Петровна, Бураева Туяна Георгиевна, Убугунова Софья Михайловна, Исакова Марина Львовна, Буяева Лариса Савватеевна, Павлова Екатерина Александровна, Тулохонова Марина Прокопьевна, Балдынова Маргарита Викторовна, Хулугурова Инна Ивановна, Хабибулина Марина Михайловна, Никулина Вера Михайловна, Фаркова Оксана Евгеньевна.
С 2017 г. (директор Павлова Екатерина Александровна) школа действует как региональная инновационная площадка. В МБОУ «Боханская СОШ № 1» были заявлены и получили одобрение 3 инновационные площадки: Пилотная площадка опережающего введения ФГОС СОО (распоряжение министерства образования Иркутской области от 29.06.2018); «Интерактивные формы методической работы – инструмент развития профессионального компетенции педагога» (приказ ГАУ ДПО ИРО № 35 от 23.03.2020); «Обеспечение преемственности основных образовательных программ, форм организации образовательного процесса основного общего и среднего общего образования» (приказ ГАУ ДПО ИРО № 35 от 23.03.2020)
Разработана Программа развития на 2018-2023 гг. «Школа саморазвития и самореализации», которая определяет стратегию развития образовательной системы школы, кадровые и материальные ресурсы ее реализации.
Статус региональной площадки по опережающему введению ФГОС ОО требует обучения педагогов школы по проблемам перехода на ФГОС. В школе проводятся обучающие семинары для педагогов, такие как «От проектной задачи – к бизнес-плану»; «Построение и анализ урока на основе системно-деятельностного подхода», «Методический калейдоскоп педагогических технологий», семинар-тренинг «В гармонии с собой». Под руководством заместителя директора по научно-методической работе Бахматовой Полины Федоровны организуется работа творческих (проблемных) групп: «Электронное портфолио обучающихся», «Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий», «Стратегии смыслового чтения»; «Длительная образовательная игра», «Формирующее оценивание», «Компетентностно-ориентированные задания», «Учебные задания, как средство достижения планируемых результатов ФГОС», «Виртуальный музей».
Как обобщение накопленного опыта инновационной деятельности школы осенью 2020 года был проведен региональный семинар «Интеграция урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования для личностного роста и профессионального самоопределения обучающихся». Это мероприятие стало визитной карточкой школы на региональном уровне и получило самую высокую оценку у всех участников семинара.
Удостоены Премии Президента РФ в поддержку талантливой молодёжи Нургалиев Дмитрий, Халмакшинов Владимир, Буяева Наталья, Сушкина Элина. Лауреатами Премии Губернатора Иркутской области стали Фарков Александр, Баранникова Дарима, Иванов Владимир, Сонголова Ольга, Убугунова Светлана, Сахаров Александр. Победителями областного конкурса «Молодёжь Иркутской области в лицах» признаны Сушкина Элина, Полухина Инна, Манжуева Анна, Исаков Александр, Фарков Александр, Павлова Мария, Сонголова Ольга, Сахаров Александр, Иванов Владимир, Убугунова Светлана.
Коллектив педагогов Боханской средней школы № 1 отличается высоким профессионализмом учителей, их стремлением дать своим ученикам все самое лучшее: знания, нравственные ценности, любовь к жизни, к своей малой родине, школе.
Образование и формы обучения
Обучение в школе согласно Уставу осуществляется в очной форме.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.