МБОУ "Боханская СОШ № 1"
669310, Иркутская область, Боханский район, поселок Бохан, Советская улица, 15
  • Профилактика деструктивного поведения в МБОУ "Боханская СОШ №1"

    Автор: МБОУ Боханская СОШ 1
    Школа стремится воспитать личность, устойчивую к влиянию неблагоприятных девиантогенных факторов среды. Эта работа направлена на формирование морально-нравственных норм и ценностей, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека.
    Профилактика деструктивного поведения в МБОУ "Боханская СОШ №1".

    Целями профилактической работы деструктивного поведения в школе являются:

    1.     Формирование жизнеутверждающих ценностно - смысловых установок.

    2.     Создание условий для проявления компетентностей в преодолении различных жизненных трудностей.

    3.     Поддержка и защита в трудных жизненных ситуациях.

    Как выстроена работа по профилактике деструктивного поведения среди школьников?

    Профилактика деструктивного поведения подразделяется на три уровня.

    Первичная, или превенция, носит характер общей профилактики асоциального поведения и направлена на предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех учащихся. Школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации.

    Вторичная, или интервенция, предполагает вмешательство при начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций. Предполагает работу с учащимися, имеющими различные признаки дисгармоничного развития – с бурными проявлениями акселерации, чертами инфантилизма, паталогическим течением возрастных кризисов.

    Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей педагогов-психологов и социального педагога.

    Третичная, или поственция, подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, получившими опасный опыт деструктивного поведения.  

    Направления профилактики деструктивного поведения.

     Профилактика деструктивного поведения в школе реализовывается по трем основным направлениям. 

     Первое направление – создание в школе поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются: формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении; создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне; организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье.

    Второе направление – минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных на выявление семейного неблагополучия; консультирования родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных детско - родительских взаимоотношений; психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей; выявление и поддержку учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях; подготовку ребят к безопасному использованию медийно-информационного пространства.

      Третье направление – формирование и развитие личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение; коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами деструктивного поведения. Представляет собой совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы. Работа проводится как с группой учащихся, так и индивидуально.  Данное направление нацелено на воспитание и формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации ( развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; поляризация самооценки; когнитивные искажения).

    В данном случае основным средством работы является психологическая коррекция – устранение отклонений и восполнение дефицитов психического развития. Однако она не будет эффективной, если нет существенного изменения социальной среды, поэтому при необходимости проводятся анализ и коррекция межличностных отношений в классном коллективе, а также стиля воспитания в семье.

    Программа школы по предупреждению проявления деструктивного поведения среди обучающихся

    ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ  ПРОЯВЛЕНИЙ:

    План мероприятий по предупреждению проявлений деструктивного поведения среди обучающихся  на 2023- 2024 учебный год

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Организационно-аналитическая работа

    1.

    Создание базы данных обучающихся «группы риска». Выявление детей, склонных к правонарушениям

    Сентябрь

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    Работа с обучающимися

    2.

    Проведение психологических и правовых классных часов, лекций, диспутов по профилактике диструктивного поведения

    В течение года

    Педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    3.

    Совместные мероприятия с инспекторами по вопросам взаимодействия по профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде

    В течение года

    Зам. директора по УВР, инспектора,  педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    4.

    Диагностика девиантного поведения

    В течение года

    Педагог-психолог

    5.

    Организация и проведение спортивно-массовых, гражданско-патриотических, культурно-массовых мероприятий для обучающихся, в том числе детей «группы риска»

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    6.

    Вовлечение детей, склонных к деструктивному поведению, в детско-юношеские организации, объединения, кружки, спортивные секции

    В течение года

    Зам. директора по УВР, классные руководители

    7.

    Организация и проведение «Недели психологии»

    Апрель

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог

    8.

    Организация оздоровления, отдыха детей и подростков, организация волонтёрского движения, работа детских клубов, кружков и спортивных секций

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    9.

    Коррекционные занятия с элементами тренинговых упражнений по формированию нравственных ценностей, по развитию навыков компетентного поведения, навыка противостояния групповому давлению и толерантности, формированию этнических норм поведения, по развитию коммуникативных способностей детей

    В течение года

    Педагог-психолог

    Работа с педагогическим коллективом

    10.

    Выступление педагога-психолога, социального педагога на педагогических советах

    В течение года

    Педагог-психолог, социальный педагог

    Работа с родителями обучающихся

    11.

    Выступление зам. директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога на родительских собраниях с целью познакомить родителей/законных представителей с результатами обучающихся на выявление уровня агрессии и девиантного поведения подростков с целью просвещения по данной тематике.

    Распространение памяток через Интернет

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    12.

    Консультации и беседы по интересующим родителей вопросам девиантного поведения подростков

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    13.

    Посещение неблагополучных семей. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    Организация методической помощи

    14.

    Оформление информационного стенда по профилактике правонарушения и отклоняющегося поведения несовершеннолетних

    1 раз в уч. четверти

    Педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    15.

    Участие в мероприятиях, семинарах

    В течение года

    Зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог

    Рекомендации по выявлению обучающихся,

    склонных к деструктивному поведению

      Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

    В результате анализа исследований по проблеме деструктивного поведения подрастающего поколения можно сделать вывод, что деструктивные качества подростка – это качества, которые повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном положении. Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных вещей. Это характеризуется как нарушение норм, правил, личной безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в отношении этих лиц, себя и вещей.

     Реализация методик предполагает выполнение комплекса диагностических и профилактических мероприятий, а также конкретных действий при выявлении у обучающихся намерений к совершению деструктивных действий.

    Мероприятия диагностики.

    Фронтальное психодиагностическое обследование всех учащихся 5-11 классов на предмет выявления школьников с признаками деструктивной напряженности и их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.

    Методы реализации:

    1. Анамнез семьи (отношений между родителями и подростками) и круга общения (друзья, компании, секции и др.). Изучение интересов (предпочтений) подростков в интернете (через семью, друзей, из социальных сетей), анализ результатов деятельности (учебной, внешкольной и др.). 

    2. Целенаправленное, динамическое наблюдение за поведением подростка в ОУ (признаки агрессивного поведения, замкнутость, скрытность, демонстративное поведение, аутодеструктивное поведение). Оценка и анализ отношений учитель-ученик, ученик-ученик.

    3. Психологическая диагностика школьников с использованием стандартизированнных, прошедших проверку на валидность и надежность инструментариев.

    4. Диагностика социально-психологических феноменов в школьных классах (социально-психологический климат, социально-психологическая структура, коллективные мнения, настроения, лидерство).

    Методики диагностики деструктивных состояний и факторов, влияющих на их возникновение.

    1. Определение личностных и характерологических особенностей, лежащих в основе проявления агрессии.

    Основные:

    - тест Спилберга-Ханина (личностная и ситуативная тревожность);

    - тест школьной тревожности Филлипса;

    - Фрейбургская анкета агрессивности (для подростков);

    - Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) (отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию);

    - тест Басса-Дарки, Басса-Перри (определение агрессивности);

    - определение уровня самооценки (методика Казанцевой);

    - агрессивность (опросник: ребенок глазами взрослого) А.А. Романов;

    - Методика Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»;

    - «Шкала враждебности» Кука-Медлей (для подростков).

    Дополнительные:        

    - Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

    - методика А.А. Кучера, В.П. Костюкевича (факторы аутоагрессивного поведения ключ по возрастам и гендерным различиям);

    - методика «ТиД» (тревожность и депрессия);

    - СОП (склонность к отклоняющемуся поведению);

    - тест "Сказка" Л.Дюсс

    - «Тест Рука» (Наnd - тест) - проективная методика исследования, адаптированный для детей в возрасте до 11 лет детским клиническим психологом Н.Я. Семаго;

    - методика КРС;

    - тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

    - тест склонности к риску;

    - определение стратегии поведения в конфликте;

    - проективные методики («несуществующее животное», «незавершенные предложения», «Кактус», «Дорога к дому» и др.).

    - выявление акцентуаций (Личко, Леонгард-Шмишек).

    2. Выявление особенностей межличностного общения.

    - тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

    - опросник межличностных отношений (методика Т. Лири);

    - методика готовности следовать социальным нормам В. Мельникова и Л. Ямпольского;

    - социометрия.

    3. Динамическое наблюдение за учащимися с фиксацией проявления критериев определения агрессивности.

    Ребенок:

    1. Часто теряет контроль над собой.

    2. Часто спорит, ругается со взрослыми (родителями, учителями, классным руководителем).

    3. Часто отказывается выполнять правила.

    4. Часто специально раздражает людей.

    5. Часто винит других в своих ошибках.

    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

    7. Часто завистлив, мстителен.

    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

    9. Часто отказывается от выполнений деятельности.

    10. Открыто избегает общения с окружающими (одноклассники и т.д.)

    Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста - психолога или врача.

    Для повышения эффективности реализации данного направления в образовательном учреждении необходимо организовать обучение учителей методике реализации метода наблюдения.

    Из представленного перечня методик выбираются те, которые за приемлемый промежуток времени смогут дать достоверную диагностическую картину, определить наличие признаков или склонности к деструктивному поведению.

    На основе результатов диагностики в школе формируется группа учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, куда относятся обучающиеся, у которых выявляется предрасположенность к деструктивному поведению.

    Информация о данной группе является конфиденциальной.

    До педагогических работников образовательной организации доводится только информация о необходимости наблюдения за данными учащимися, фиксации проявлений деструктивного поведения и информирования об этом классных руководителей и администрации образовательного учреждения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie