
Причины самовольных уходов
Количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских социозащитных учреждений и ведущих бродячий образ жизни, ежегодно увеличивается.
Мы часто забываем, что самовольный уход может выступать как защитная реакция организма ребенка, так называемый «уход от проблем». Дети бегут от того, что имеют, к тому, чего им не хватает.
Хотелось бы отметить, что дети из неблагополучных семей (в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости) особенно склонны к социально отрицательным формам поведения (бродяжничество, сквернословие, хулиганские поступки, а также курение и употребление алкоголя). У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
В современной литературе можно найти достаточно много определений что такое самовольный уход… Приведем лишь некоторые из них.
Самовольный уход – это:
-социально-психологическое явление, зависимое от характера взаимоотношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности;
-ответная поведенческая реакция на стрессовую ситуацию (компенсаторное поведение в условиях конфликта);
- индивидуальная особенность личности как следствие нарушения развития психики, интеллекта и др.
Наиболее распространенные причины среди детей и подростков:
1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфереТакие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.
2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие дети неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов.
4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности ребенка. Основным видом деятельности в детско-подростковом возрасте является общение, к сожалению, не всегда конструктивное. Следует отметить, что грамотно и конструктивно общаться детей, как правило, специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются «семейные» и «киношные» образцы общения.При этом очень велико влияние референтной группы, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у несовершеннолетних происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в коллективе сверстников вынуждают ребенка искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь они находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
5. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, будучи неразрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и Интернет-зависимости), самовольные уходы на длительное время
Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:
При задержке ребенка более часа, в возрасте до 7 лет, и более трех часов, в возрасте старше 7 лет, от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю; обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
В случае не обнаружения ребенка после выполнения вышеуказанных действий сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).
Родители обязаны:
-располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.
-не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время и 23 часов в летнее время.
-обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны.
-планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
-провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
- безопасность на дороге;
- что необходимо делать, если возник пожар;
- безопасность в лесу, на воде;
- безопасность при террористических актах;
- общение с незнакомыми людьми и т.п.
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ_РЕСУРСЫ
1. Статья «Остановить издевательства: 15 шагов, которые помогут учителю»
https://mel.fm/zhizn/knigi/618549-ostanovit-izdevatelstva-15-shagov-kotoryye-pomogutuchitelyu
2. Статья «Учителя и родители: как решать конфликты, налаживать коммуникацию и
реагировать на клевету»
3. Статья «Поддержание безопасной среды для ребёнка в школе — ответственность педагога.» https://травлинет.рф/informacija_dlja_specialistov
4. Мой ребенок травит других: что делать родителям и в чем может быть причина. https://mel.fm/blog/onlineschool-1/24350-moy-rebenok-travitdrugikh-chto-delat-roditelyami-v-chem-mozhet-byt-prichina
5. Пять серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/3195872-bulling_or_conflict
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ
ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ
(ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ
ГАУ ««Центр психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи» Иркутской области
В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» оказывает помощь и поддержку семьям, имеющим детей от 0 до 18 лет, в том числе имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам:
определение уровня развития ребенка, организация психолого-педагогического сопровождения;
— воспитание, обучение, развитие детей, коррекция нарушения их развития;
— создание развивающей среды в домашних условиях;
— обучение навыкам психоэмоциональной разгрузки;
— детско-родительские отношения;
— адаптация ребенка в приемной семье;
— принятие ребенка в среде сверстников;
- нахождение ребенка в кризисной ситуации (стресс, конфликт, возрастной кризис, депривация)
За консультацией можно обратиться по телефонам 8-800-2000-122 (круглосуточно),
8(3952) 70-00-47, 8(3952) 70-09-40, 8(3952) 70-00-37 с 9-00 до 17-00
ГКУ «Центр психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции»,
расположен по адресу: г.Иркутск, ул. П. Красильникова, 54А
Консультация по вопросам:
— детско-родительские отношения;
— принятие ребенка в среде сверстников;
-нахождение ребенка в кризисной ситуации (стресс, конфликт, возрастной кризис, депривация);
— проведение разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- профилактика детских суицидов;
— вопросы информационной безопасности.
За консультацией можно обратиться по телефонам 8(3952)47-83-54, 47-82-74
сайт http://цпрк.образование38.рф/
Директор Галстян Маргарита Николаевна
адрес электронной почты cpnn@bk.ru