МБОУ "Боханская СОШ № 1"
669310, Иркутская область, Боханский район, поселок Бохан, Советская улица, 15
  • Профилактика самовольных уходов

    Автор: Боханская СОШ №1
    Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов и организаций образования.
    Профилактика самовольных уходов.

    Причины самовольных уходов

    Количество детей и подростков, совершающих самовольные уходы из дома, детских социозащитных учреждений и ведущих бродячий образ жизни, ежегодно увеличивается.

    Мы часто забываем, что самовольный уход может выступать как защитная реакция организма ребенка, так называемый «уход от проблем». Дети бегут от того, что имеют, к тому, чего им не хватает.

    Хотелось бы отметить, что дети из неблагополучных семей (в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости) особенно склонны к социально отрицательным формам поведения (бродяжничество, сквернословие, хулиганские поступки, а также курение и употребление алкоголя). У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

    В современной литературе можно найти достаточно много определений что такое самовольный уход… Приведем лишь некоторые из них.

    Самовольный уход – это:

    -социально-психологическое явление, зависимое от характера взаимоотношений в ближайшем окружении и отсутствия чувства безопасности;

    -ответная поведенческая реакция на стрессовую ситуацию (компенсаторное поведение в условиях конфликта);

    - индивидуальная особенность личности как следствие нарушения развития психики, интеллекта и др.

    Наиболее распространенные причины среди детей и подростков:

    1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфереТакие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.

    2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие дети неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.

    3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов.

    4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности ребенка. Основным видом деятельности в детско-подростковом возрасте является общение, к сожалению, не всегда конструктивное. Следует отметить, что грамотно и конструктивно общаться детей, как правило, специально никто и не учит, поэтому основными источниками обучения являются «семейные» и «киношные» образцы общения.При этом очень велико влияние референтной группы, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у несовершеннолетних происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в коллективе сверстников вынуждают ребенка искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь они находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения.

    5. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, будучи неразрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и Интернет-зависимости), самовольные уходы на длительное время

    Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

    При задержке ребенка более часа, в возрасте до 7 лет, и более трех часов, в возрасте старше 7 лет, от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю; обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

    В случае не обнаружения ребенка после выполнения вышеуказанных действий сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

    При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

    Родители обязаны:

    -располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток.

    -не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время и 23 часов в летнее время.

    -обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны.

    -планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

    -провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

    • безопасность на дороге;
    • что необходимо делать, если возник пожар;
    • безопасность в лесу, на воде;
    • безопасность при террористических актах;
    • общение с незнакомыми людьми и т.п.

    ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ_РЕСУРСЫ

    1. Статья «Остановить издевательства: 15 шагов, которые помогут учителю»

    https://mel.fm/zhizn/knigi/618549-ostanovit-izdevatelstva-15-shagov-kotoryye-pomogutuchitelyu

    2. Статья «Учителя и родители: как решать конфликты, налаживать коммуникацию и

    реагировать на клевету»

    https://mel.fm/ucheba/shkola/4025819-uchitelya-i-roditeli-kak-reshat-konflikty-nalazhivatkommunikatsiyu-i-reagirovat-na-klevetu

    3. Статья «Поддержание безопасной среды для ребёнка в школе — ответственность педагога.» https://травлинет.рф/informacija_dlja_specialistov

    4. Мой ребенок травит других: что делать родителям и в чем может быть причина. https://mel.fm/blog/onlineschool-1/24350-moy-rebenok-travitdrugikh-chto-delat-roditelyami-v-chem-mozhet-byt-prichina

    5. Пять серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/3195872-bulling_or_conflict

    РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ

    ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ
    (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ДЕТЕЙ

    ГАУ ««Центр психолого-
    педагогической, медицинской и социальной помощи
    » Иркутской области

    В рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» оказывает помощь и поддержку семьям, имеющим детей от 0 до 18 лет, в том числе имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам:

    определение уровня развития ребенка, организация психолого-педагогического сопровождения;
    — воспитание, обучение, развитие детей, коррекция нарушения их развития;
    — создание развивающей среды в домашних условиях;
    — обучение навыкам психоэмоциональной разгрузки;
    — детско-родительские отношения;
    — адаптация ребенка в приемной семье;
    — принятие ребенка в среде сверстников;
    - нахождение ребенка в кризисной ситуации (стресс, конфликт, возрастной кризис, депривация)

    За консультацией можно обратиться по телефонам 8-800-2000-122 (круглосуточно),
    8(3952) 70-00-47, 8(3952) 70-09-40, 8(3952) 70-00-37 с 9-00 до 17-00

    ГКУ «Центр психолого-
    педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции
    »,
    расположен по адресу: г.Иркутск, ул. П. Красильникова, 54А


    Консультация по вопросам:
    — детско-родительские отношения;
    — принятие ребенка в среде сверстников;
    -нахождение ребенка в кризисной ситуации (стресс, конфликт, возрастной кризис, депривация);
    — проведение разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
    - профилактика детских суицидов;
    — вопросы информационной безопасности.


    За консультацией можно обратиться по телефонам 8(3952)47-83-54, 47-82-74
    сайт
    http://цпрк.образование38.рф/
    Директор Галстян Маргарита Николаевна
    адрес электронной почты cpnn@bk.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie